Pull to refresh

Быть Чубаккой, или невербальная коммуникация. Немножко практики

Reading time5 min
Views1.6K
Лавра Федотовича это затруднение наконец утомило, и, прервавши оратора, он произнес только одно слово:
— Неубедительно.
Раздался тяжелый удар. Большая Круглая Печать впилась в мою заявку.
А. и Б. Стругацкие. «Сказка о Тройке»



Доброе утро, Хабр.

Давайте еще немножко пообсуждаем, как в домашних условиях (читай: без специальных педагогов и тренеров) поучиться правильной коммуникации. В программе практически сплошная невербальная составляющая общения, а также – парочка упражнений на ее отработку.

Вопрос, зачем коммуницировать, вроде бы уже отпал, но две строчки напишу о том, зачем нужна невербальная составляющая, и что это за зверь. Причем заранее прошу прощения у тех, кто и так прекрасно этот термин понимает.
В каждом сообщении есть две части: собственно текст и… все остальное. Имеющее свойство, в отличие от текста, воздействовать прямиком на подсознание слушателя, оставляя в нем надежные следы. Все, что кладется в подсознание, будучи правильно положенным, твердо поддерживает сообщение, передаваемое сознанию. Неправильное сообщение, передаваемое на подсознательном (читай: невербальном) уровне, может войти в жестокое противоречие с произносимым текстом и тем самым нанести ему, тексту, тяжелый урон в головах аудитории. Для иллюстрации, — ну не знаю, — вообразите, что робот Марвин из HHTTG сказал вам, как он искренне счастлив вас видеть.

В число всего, что воспринимается в основном на подсознательном уровне, входит: интонация, темп речи, дикция, эмоциональное наполнение, жесты, поза, выражение лица и бла-бла-бла из Дейла нашего Карнеги о том, что соответствие внешнего вида ожиданиям аудитории решает. Честное слово, про внешний вид я сегодня не буду, по-моему, эта тема уже всем набила оскомину. Про что буду, – так это про интонацию, эмоциональное наполнение, темп речи, обращение с аудиторией.



Микро-тренинг #1

Все, конечно, помнят товарища Чубакку, который изъяснялся на языке вуки, но при этом каждый захудалый житель галактики вполне его понимал? Потому что сила его слов была не в правде, а в интонационном богатстве. Для того, чтобы забороть свойственное многим из нас стремление читать семинары ровным печальным тоном робота Марвина, можно попробовать вот такую штуку:

Разговор на джиббериш
(практикующий автор упражнения не я, кстати, тут поклон коллеге)

Организуем группу – 3-4 человека.
Инструкция к действию: каждый из вас должен попеременно побыть в роли выступающего, задающего вопросы и спорящего. Выберите любую тему для выступления, которая вам близка, продумайте свои аргументы. Время на выступление 1-2 минуты. Ваши коллеги должны, в зависимости от роли, задавать вам вопросы и аргументировано вам противоречить. Внимание, подвох: все разговоры должны вестись на несуществующем языке. Язык каждый изобретает сам, кто во что горазд.

После того, как все попробовали себя в каждой из ролей, не забываем провести сеанс обратной связи, задавая друг другу вопросы о том, — удалась ли беседа, поняли ли вы друг друга, какое настроение вы услышали в словах ваших оппонентов?
Предполагаемые оргвыводы: возможность убедиться на собственном опыте, ─ интонация решает. Предполагаемые навыки: целенаправленно отключив мозг от содержания текста, поработать над интонацией своих сообщений.

Микро-тренинг #2: Взаимодействие с аудиторией

Давно и верно подмечено, что аудитория быстро дохнет. Как жить с этим дальше?

Упражнение на убеждение с последующей коллективной критикой
Каждый участник должен вылезти перед группой и в течение все тех же минуты-двух обратиться к публике с призывом сделать нечто. Затем предоставьте группе возможность разобрать по косточкам убедительность оратора.

Исключительная полезность такого разбора в том, что все нижеизложенное ваши обучаемые разглядят самостоятельно, а это, согласно закону любого тренинга, усваивается на порядок лучше, чем просто набор правил, перечисленных лектором.

Скорее всего, группа увидит следующие нюансы:

Зрительный контакт
Если я на вас не смотрю, вам обидно. Если я смотрю на вас и только на вас, причем в упор, ─ вам страшно, либо лестно, что я так нежно к вам отношусь. Обидно всем остальным. Переводите взгляд с лица на лицо, стараясь охватывать всю аудиторию, не задерживаясь подолгу ни на ком, при этом пытаясь установить контакт «глаза в глаза», но избегайте при этом прожигания взором дырки в черепе слушателя.

Заинтересованная поза
Ну, все знают про закрытые\открытые позы, про то, что ваша спина надоест слушателям гораздо быстрее, чем ваше оживленное лицо, про то, что если небрежно покачиваться на стуле, то интонация чуть ли не автоматически становится снисходительной, а, следовательно, и эффект от высказываемых мыслей будет смазан.

Интонация, она же передаваемая эмоция
См. упражнение #1. Вдобавок можно заметить, что если оратор сам не верит в то, что говорит, то и мы, скромные слушатели, отнесемся к его сообщению с понятным недоверием. Поэтому стоит следовать завету Белой королевы из «Алисы» и стараться поверить до завтрака в небылицу-другую. Особенно если вам ее завтра излагать. В противном случае то самое подсознание слушателя, которое воспринимает изрядную долю вашего сообщения, останется неразбуженным.

Дикция и темп речи
Эти особенности народ подмечает в одну из первых голов. Так что, если вы правильно настроите всех на то, что доброжелательная критика придумана для того, чтобы помочь коллегам, то, возможно, вам наконец удастся донести до всех, кто при ответственной беседе держит у рта оба кулака, — что так делать не стоит. Групповое воздействие, — страшная вещь. К сожалению, — суметь обратить на это внимание оратора, — лишь верхняя часть айсберга, так что, если мне удастся убедить коллегу, и будет интересно, — мы про дикцию споем отдельно.

Вот те несколько вещей, которые видны не слишком вооруженным глазом и хорошо втыкаются в голову, когда тебе выдает ее группа твоих соратников в режиме обратной связи.

Еще две вещи немного из другой серии, которые могут не всплыть, но на которые вы ненавязчиво можете обратить внимание, когда запас критики у вашей группы уже исчерпан.

Реакция на вопросы
Как говорил один сказочный персонаж, ─ «Все о себе, да о себе, в то время как другим, может быть, тоже хочется поговорить о себе». Как только вы начинаете живо реагировать на вопросы, так сразу температура в помещении подскакивает. Потому что тем самым вы показываете, насколько значима для вас ваша аудитория. Примитивная идея, ─ и в теории мы все ее знаем. Попробуйте вырулить на эту идею путем совместного разбора полетов, и она сразу засияет новыми красками.

Шутки юмора
Понятно, что искусство правильно и вовремя шутить невозможно отработать никакими тренингами. Но в руководствах «как правильно», а также в большинстве американских сериалов можно отыскать термин «a joke joke». Если речь идет о домашней заготовке выступления, потратьте время на то, чтобы найти подходящий анекдот для затравки. Это почти гарантированно привлечет внимание аудитории к вам и при этом слегка расслабит всех присутствующих, а в неформальной атмосфере, как правило, проще обсуждать любые темы мирового масштаба.

Повторюсь, — этот рассказ, как и предыдущий, построен на реальной практике работы в рамках 1-2 часовой мастерской для вполне конкретных людей, поэтому, как мне кажется, все вышеизложенное можно смело применять к тем из ваших сотрудников, которым по роду деятельности приходится, разговаривая, убеждать.

P.S.: В следующих сериях:
  • А теперь – слайды
  • Корпоративный праздник – корпоративный мозг
  • Менеджеры – лучшие друзья рекрутеров
Tags:
Hubs:
+48
Comments45

Articles

Change theme settings