Седина в голову, интернет в ребро

rustyn 22 сентября в 15:40 14,9k
Есть такая шутка: «Объявление: 65-летняя женщина, мать троих программистов, просит кого-нибудь не психованного научить ее интернету.» Дети пожилых родителей точно знают, что это не доля правды, а самая что ни на есть правда — обучать владению ПК своих стариков невыносимо: нужно не просто прививать нужные движения, учить запоминать логику организации приложений, но и делать это безо всяких привычных «клик, свайп, зум, логин, браузер, скринь, скролль, вкладка, новое окно, форма». А потом они приходят с сенсорным планшетом (потому что ты счёл сенсорный интерфейс лучшим для обучения) и говорят, что им угрожал зелёный робот. Да прав он, этот робот, кто бы на его месте не угрожал, когда им так варварски пользуются! Окей, гугл. Расскажи про компьютерную грамотность населения, может, полегчает.


Ctrl+Z в своей атмосфере

А между тем, не всё так сумрачно вблизи. Мы поговорили с ребятами из компании Alager и выработали несколько важных и нужных советов по тому, как же лучше обучить компьютерной грамотности наших любимых старших и при этом самим не поседеть.

Зачем им интернет и компьютер?


У нас есть статистика по использованию интернета. Всего пользователей на весну 2017 года — более 70%, ежедневно посещают Интернет более 60% населения. В Москве эти показатели выше процентов на 10. Возрастной разброс велик, несмотря на то, что почему-то до сих пор принято считать, что Интернет — дело молодых. Между тем, пожилым людям очень важно включиться в процесс обращения с гаджетами. Причин на то несколько — от физиологических до этических.

  1. Главная ценность интернета для пожилых — это возможность общения. И тем важнее эта ценность, чем дальше находятся дети, внуки, друзья. Skype, Телеграм, социальные сети — огромное пространство общения, которое рядом, даже если ты уже не выходишь из дома.
  2. В интернете больше разнообразной и качественной информации, чем на привычных голубых экранах телевизоров. Чем больше информации, тем дольше сохраняется критичность мышления и ниже уровень доверия посторонним. А это уже вопрос личной безопасности людей, рядом с которыми вы не можете быть каждый день.
  3. Интернет удобен для взаимодействия — нет страха пропустить важную передачу или долгожданный гол, ведь можно остановить видео или просто отложить страничку с новостями, а потом вернуться к чтению.
  4. Интернет — это ключ к сотне государственных услуг и сервисов, которые можно получить буквально не выходя из дома и тем более не преодолевая хвосты вечных очередей. Можно посмотреть счета, оплатить их, заказать услуги, выписки, написать запрос или жалобу, вызвать мастера и т.д.
  5. Работа с ПК — это фактор сохранения некоторых функций организма, например, навыков анализа информации (так деменция становится дальше), мелкой моторики, сохранения внимания и памяти.
  6. Для некоторых пожилых людей доступ в сеть — это ещё и способ заработать: можно преподавать и репетировать онлайн, выполнять заказы на тексты и даже писать курсовые и снимать видеоролики (знали бы, какие благородные, щепетильные и грамотные кулинары и огородники в возрасте 60+ есть на Ютубе! Это вам не хаю-хай.).
  7. Наконец, это могут быть работающие пенсионеры и компьютерная грамотность им нужна просто для работы, чтобы не потерять место и не дёргать молодых коллег по каждому вопросу.



«Компьютерная грамотность — это, прежде всего, умение работать на компьютере и других подобных информационных устройствах; минимальные знания основных офисных программ, навыки самостоятельного управления папками и файлами; понимание главных терминов информатики; умение пользоваться различными интернет-ресурсами», — рассказывают сотрудники Alager. «Курсы повышения компьютерной грамотности дают слушателям возможность почувствовать себя независимыми от детей, не чувствовать себя обузой для детей, экономить силы без опасения, что окажутся должниками перед ЖКХ, восстановить утраченные социальные связи, более полно удовлетворять свои потребности в познании и общении.

Такие курсы позволяют государству облегчить и удешевить процесс предоставления госуслуг, получить ещё один канал формирования общественного мнения, уменьшает количество неприятностей, связанных с неграмотным потреблением. Общество не теряет самых опытных своих членов, получает неприхотливых и дешёвых работников, новых потребителей компьютерной и сопутствующей техники.

Компания Alager предоставила/развернула комплексное решение для обучения людей старшего возраста компьютерной грамотности. Alager поддерживает государственные программы развития и адаптации населения всех возрастных групп. Компания с удовольствием участвует в социальных проектах. И видит свою миссию, в том числе, в развитии культурного уровня современного общества.»

12 правил обучения дорогих наших стариков


На наш взгляд, отличное начинание и хорошие цели, но что же делать, если родные не хотят ходить в учебные центры, пусть и полностью бесплатные? Учить самим! Мы собрали советы организаторов групп (компания Alager совместно с ГК «Дело Системы» представили комплексное решение для обучения людей старшего возраста компьютерной грамотности), опыт своих сотрудников и предлагаем вам 12 реально вымученных нашими трудами и нервами советов.

1. Узнайте, зачем вашим пожилым родным нужен компьютер, что им интересно: работа, любопытство, практические цели, развлечение, общение или поиск людей? Поговорите с ними, уточните ожидания — так вы поймёте, с чего стоит начинать. Многие участники групп по повышению компьютерной грамотности среди населения старшего возраста настолько мотивированы, что приходят на занятия сами, некоторые узнают и направляются от органов соцзащиты.

2. Уточните, что ваши старики уже знают о ПК — вероятно, они уже привыкли к сенсорному смартфону или сталкивались с приложениями типа 1С на работе. Это вам поможет понять, с каких функций следует начинать и изучить особенности восприятия компьютеров близкими людьми. Проще всего слушатели осваивают программы с лёгким интуитивным интерфейсом, Word. Exсel — сложнее, сложнее же и работу с госсайтами (очень тяжело давалось прохождение «проверок», «верификаций», там где требуется подтверждение паролей в несколько этапов). Там, где используются иностранные языки и термины, тоже всё непросто.

3. Выберите терминал для обучения — лучше всего, если это будет планшет, ноутбук или специально заточенный под обучение пожилых персональный компьютер. Сенсорный интерфейс хорош тем, что пользователь использует свой палец как устройство ввода (помните, как Стив Джобс говорил, что это лучший инструмент для взаимодействия с гаджетом, данный нам природой?) и постоянно с ним взаимодействует, может возить на дачу, гулять с ним и переносить по квартире.

В группах по повышению компьютерной грамотности среди населения старшего возраста семь учебных классов оснащены информационными панелями, настольными компьютерами, сетевым оборудованием. Выбор ПК был сделан в пользу неттопов Lenovo Tiny M53, благодаря оптимальным техническим характеристикам системного блока и лучшему на IT-рынке соотношению цена – качество на сегодняшний день. Кстати, ноутбуки и неттопы тоже удобный вариант — они имеют физическую клавиатуру, комфортные для зрения мониторы и вместе с этим занимают совсем немного места.


4. Когда приступите к обучению, обязательно покажите типичные ошибки и критические состояния системы: устройство уснуло, заблокировалось, перезагружается, отключилась камера, пропали закреплённые вкладки и т.д. Расскажите, как восстановить потерянное или что делать в случае появления того или иного сценария. Кстати, совет: в процессе обучения не перескакивайте с браузера на браузер или с приложения на похожее, на ранних этапах это вызовет испуг и замедлит привыкание к интерфейсу. В учебных классах используется тот браузер, который установлен на учебных машинах. В жизни же используются чаще Google Chrome, реже Яндекс.Браузер, Opera и Firefox.

Для обучающихся, в массе своей, актуальны практические навыки пользования государственными сервисами и сайтами ЖКХ, здравоохранения; коммуникативными ресурсами (электронная почта, мессенджеры, Skype) для связи с родственниками и поиска бывших одноклассников-однокурсников; специализированных программ для ведения домашней бухгалтерии. Госуслуги и ГИС ЖКХ слушателям нравятся, хотя процесс регистрации вызывает у них затруднения. А вот интерфейс устраивает.

5. Ответьте на вопросы о безопасности, покажите ошибки — исключите возможность того, что ваши родители будут вводить свои номера телефонов, пароли или, чего хуже, паспортные или банковские данные. Расскажите об основных типах мошенничества и вымогательства, покажите, почему не нужно кликать на баннеры вроде «Дима Билан умер» или «Все паразиты покинут вас после одной ложки этого».

6. Развейте страх перед поломкой техники — расскажите, что они могут сломать устройство разве только с помощью молотка, а их действия вывести гаджет из строя не способны, всё подлежит восстановлению. Это мощный успокаивающий фактор, который позволяет выдохнуть и обучаться с удовольствием.

7. Поясните, что не нужно платить за чтение новостей на любимой новостной ленте, за запросы в Яндексе (кстати, лучше всего поиску по всем сайтам научить в первую очередь), за использование игр и мессенджеров. Если им полюбилась какая-то игра с платными уровнями (например, очень популярна у такого возраста Angry Birds), незаметно оплатите эти небольшие суммы, не формируйте страх наткнуться на оплату.

8. Не используйте непонятные слова — старайтесь не углубляться в технические дебри и объясняйте просто и доходчиво. В то же время не упрощайте до примитива. Между прочим, пожилые люди сами стремятся к обучению — например, в группах по повышению компьютерной грамотности среди населения старшего возраста самым необычным слушателем был окулист в возрасте… 89 лет. А вот уровень очень разный: от новичков, впервые прикоснувшихся к компьютеру, до программистов.

9. Настройте все возможные параметры: скорость курсора мыши, яркость и контрастность экрана, величину системного шрифта и шрифта браузера, подключите колонки. Научите увеличивать и уменьшать шрифт самостоятельно. Объясните правила электропитания устройств — напомните о том, что стоит заряжать гаджеты до того, как они погаснут. Покажите основные разъёмы и объясните, для чего они нужны.

10. Предупредите родных о том, что комментарии могут произвести культурный шок и не стоит обращать на них внимание. Объясните, что хамство и грубость — это плата за анонимность, а в реальной жизни это могут быть вполне адекватные и приятные люди.

11. Предложите игры — игровая логика помогает быстро освоиться с устройством, учит обращению с мышью, тачпадом, сенсором. К тому же игры помогают убить время или отвлечь человека, если это необходимо.

12. Главное, не игнорируйте просьбы и отвечайте на все вопросы. Ведь родители терпели нас, когда мы учились ходить и были почемучками. Теперь наша очередь. Кстати, обучаясь не дома, а в группах, пенсионеры общаются и чувствуют заботу о себе, получают возможность сохранить социальную активность. В ноябре-декабре 2016 года курсы посетили 1200 человек, а этой осенью стартует новый набор.



Что касается обучения в группах, то всё продумано так, чтобы никто не ушёл обиженным или без знаний. Ограничение численности групп, использование разнородности группы по уровню владения компьютером позволяют обеспечить практически индивидуальную работу со слушателями. Отстающие имеют возможность получить персональную консультацию в любое время с использованием электронной почты, специализированных коммуникативных программ или соцсетей.

Если почитать зарубежные сайты, то там возмущённо пишут, что 65 — не возраст. Тут много зависит от странового фактора, режима работы, условий на пенсии. Но то, что технологии могут помочь, развлечь, преодолеть одиночество, скрасить старость — это факт. Значит, нельзя лишать наших близких этой возможности. Позвоните родителям. По скайпу.
Проголосовать:
+27
Сохранить: