Pull to refresh

Офис на необитаемом острове — реальность

Reading time 10 min
Views 29K
Трудно вспомнить, когда и за какими напитками нам впервые пришла в голову мысль, что если все лето путешествовать не получается, и в перерыве между поездками все равно нужно работать, то нужно делать это в любимых нами Ладожских шхерах. Но в прошлом году мы это сделали — организовали на месяц коворкинг-офис на гранитном основании. И повторяем в этом году. По дороге мы приобрели некоторый опыт, который и хотим обобщить в этой статье. Мало ли, пригодится кому.

Офис-веранда


Мы — это несколько человек, объединенных дружескими отношениями и привычкой к совместным путешествиям. Заодно мы являемся частью клуба мультиспорта «Северный путь», который фрактальным образом представляет собой ровно то же самое, но побольше. И еще серый кот и рыжая кошка. И десятки гостей, которые к нам приезжают.

Наш флаг

Почему для нас это возможно?


Потому что мы бездельники и тунеядцы. Потому что мы фрилансеры. Преимущественно переводчики. Это значит, что нам не нужен быстрый интернет. Только стабильный. Трафик у нас мизерный — программа перевода обменивается с памятью на сервере. А вот коллеге-пиарщику иногда приходится хуже.

Техническая постановка задачи


Что нас отделяло от безбедной работы? Связь и электричество.

Связь


Было известно, что на нашем излюбленном месте ловят МТС и Мегафон. В прошлом году мы не пользовались МТС по невежеству. Мы думали, что раутер, который нам продал Мегафон, залочен. Пока этим летом я не попробовал его разлочить и не обнаружил, что это все шелуха брэндинга, а внутри порядок. А два таких раутера покупать нас задушила жаба.

3G/Wi-Fi раутер Huawei E960

Это раутер, в который с одной стороны вставляется симка, а с другой вылетает животворящий вайфай. Его работу с 3G мы никак оценить не можем, потому что у нас тут только EDGE.

Куплен у Мегафона за 9000 рублей, из которых тысячу составлял ненужный нам контракт, от которого нельзя было отказаться на тот момент (июнь 2009). Прибор показал себя отлично в плане основной функциональности.
  • Он работает.
  • Есть вход для внешней антенны, разъем SLA (нам казалось, что это очень важно).
Но не без особенностей.
  • Лампочки на приборе весьма опосредованно связаны с происходящим. То есть с ответом на самый волнительный вопрос: есть ли связь, и если да, то какая.
  • Выдает IP-адреса как-то по впечатлению более произвольно, чем обычные раутеры. Не старается оставить за потребителем выданный ему в прошлый раз адрес. Поэтому обращение к расшаренному каталогу соседа всегда предваряет вопрос: «ты сейчас какой»?

Антенны

Наши условия приема таковы. И Мегафон, и МТС сидят на одной вышке, от которой до нас 8 километров. Расстояние небольшое, но, к сожалению, ровно на прямой линии в 250 метрах от нас десять тысяч лет назад ледник оставил 50-метровую скалу. Это обстоятельство делает нестабильными телефонные переговоры на нашей части острова.

Поэтому нам показалось, что нужно как-то это дело усилить.

Мы перепробовали три антенны, от маленькой ненаправленной в прошлом году до метровой направленной в этом. Плюс встроенная антенна раутера. И пока единственный вывод, который мы можем сделать: в наших условиях внешняя антенна, кажется, бессмысленна.

Когда наша направленная антенна висит на сосне и точно нацелена на соту (сквозь скалу), она дает такой же результат, что и встроенная антенна раутера. Отметим, что подробных исследований с измерениями мы не проводили (нечем), а основываемся на эмпирическом “инет есть, скорость такая-то”.

То есть похоже, что нашим ограничителем является не качество приема, а емкость соты. Это подтверждается отличной связью ночью и посредственной днем и ухудшением в выходные по сравнению с буднями. Кроме того, после недавнего похолодания резко упало наблюдаемое количество людей в этих краях и выросло качество связи днем, что опять же подтверждает. Учитывая, что GPRS-трафик обладает в GSM-сетях меньшим приоритетом, чем голосовой… в общем, местные жители и дачники, что вам эти телефоны? Смотрите лучше телевизор.

МТС почти всегда хуже Мегафона, но иногда выручает, если последний просел.

Кстати, качество связи за год выросло.

Скорость, трафик и деньги

Ну, тут все становится проще с каждым годом. Если в прошлом году мы платили рубль за мегабайт, то в этом на обеих симках у нас куплены анлимы. Тем более, что у МТС’а есть дешевый анлим на низкой скорости, а высокой скорости мы тут и не видали никогда.

Тем не менее, трафик мы стараемся экономить и не забивать канал лишним. Для этого большинство пользуется Оперой с включенной функцией turbo (трафик идет через сервера Оперы и там сжимается; в том числе пережимаются картинки). В качестве фаерволла, удобного для учета и контроля, мы в прошлом году еще выбрали NetLimiter. Он с норовом, но работает.

В среднем скорость колеблется от 3-4 килобайт в секунду днем до 15 ночью, иногда падая до 1 Кб/сек. Аплоад 1-10 Кб/сек. Средний пинг ночью около 500 миллисекунд, днем около 1000, иногда проседает до 4000. Да, до четырех секунд. К счастью, такое бывает нечасто.

После похолодания и вообще по мере углубления в август дневные скорости вплотную прибилизись к ночным.

Электричество


Схема электроснабжения, как она была задумана перед прошлогодним мероприятием, такова. Есть генератор и аккумулятор. Мы заряжаем аккумулятор от генератора, работаем от него через инвертор, пока он не садится, потом работаем от генератора и заряжаем аккумулятор одновременно. And so on. Такой она в общих чертах и осталась.

Генератор

В основе всего бензиновый генератор Hitachi Е24SB. Дизельные модели работают дольше и гудят чуть громче, но ниже, т.е. меньше мешают, но стоят ощутимо дороже, а еще весят минимум полтинник. Тихие дизельные с жидкостным охлаждением мы не рассматривали вовсе из-за запредельной цены и веса. Газовые тоже не смотрели: бюджетные модели уж очень ненадежны, да и газ добыть не так легко, как бензин, который налил в горсть да привез. Совсем дешевые бензиновые не интересовали из-за низкого моторесурса (мы бы уже сегодня остались без генератора), а инверторные — из-за высокой цены при весьма небольшой мощности (а мало ли, потом пригодится по гаражным делам).

Приятно удивило время работы: вместо заявленных производителем 3 часов на полном баке (3.8 литра) этот движок при нашей средней нагрузке в 150-200 Вт выдает 5 часов 15 минут надежного питания; при нагрузке в 1 кВт (тепловентилятор+ноутбуки, лампочки и т.д.) — 3 часа. Выбор именно этой модели Хитачи был обусловлен рядом причин. Во-первых, это четырехтактный двигатель с верхним расположением клапанов (OHV) производства Mitsubishi, моторесурс которого не уступает недорогим дизельным моделям; так, по крайней мере, говорят, пользователи; наш опыт пока что подтверждает (за 250 моточасов мы меняли только масло, свечу и фильтр даже не чистили (руки не доходили), а генератор не просто работает как часы, но и запускается с половины оборота стартера). Столько моторесурса нам, вероятно, за жизнь не выработать, зато точно хватит. Во-вторых, весит он всего 37 килограмм, это при 2.1 кВт номинальной мощности генератора. За это у него небольшой бак и не лучший глушитель, но это нам не страшно: доливать не лень, а шум мы прячем за упомянутым ниже пригорком. В-третьих, он стоит не очень дорого (около 20 тысяч); примерно как три двухтактных, зато по стоимости часа моторесурса и киловатта мощности равных ему практически нет. В-четвертых, это Хитачи, отсюда и приятные сюрпризы с временем работы от полного бака (они, вероятно, считали под номинальной нагрузкой, а не максимум, хоть и написали «максимум»), и (хочется верить) надежность.

Еще один важный фактор, который мы недооценили в свое время, это единообразие топлива. Генератор, лодочный мотор, бензопила и личные автомобили участников — все работает на 92-ом бензине. При выборе генератора мы это учли, но это не казалось нам критически важным. Сейчас понятно, что в результате мы избавлены от большого количества совершенно лишних хлопот и можем вести учет и прогнозирование расхода бензина просто по остатку топлива в канистрах.

генератор в своем гнезде

Генератор мы унесли за пригорок на 50 метров, положили на бревенчатый поддон и накрыли тентом. В лагере шум генератора воспринимается как далекая моторка — низкий и тихий, довольно быстро перестаешь обращать на него внимание. Отличный прибор, рекомендуем.

Аккумуляторы

Нам не хотелось все время жить при включенном генераторе — ни шум, ни чрезмерный расход бензина в лесу не радуют. Поэтому мы запланировали часть времени работать от аккумуляторов. Мы купили 2 экземпляра. 132 ампер-часа «Курский аккумулятор» и 48 ампер-часов Optima YellowTop (AGM). Курский аккумулятор — простой стартерный аккумулятор и требует аккуратного обращения, а вот второй (купленный изначально для машины одного из участников) — тягово-стартерный, его можно циклически разряжать почти в ноль и ему ничего не будет, поэтому он у нас как резервный на черный день, как пусковой для машины, как запас, если надо доработать еще пару часов, а генератор пускать неохота.

В прошлом году мы использовали почти исключительно аккумулятор на 132 ампер-часа и получалось так, что работа от аккумулятора и от генератора делилась примерно пополам. В этом году народу стало больше, стал август, поэтому вечером хочется лампочку; поэтому генератор крутился чуть чаще. Однако, где-то слегка за середину мероприятия, большой аккумулятор быстро и решительно умер. После этого пришлось полностью перейти на маленький, то есть запускать генератор сильно чаще (у него зарядный ток — 10 А, а четыре заряжающихся ноутбука жрут больше 20 А).

В целом мы могли бы решить вопрос электричества, добавив в бюджет тысяч 50-60 на четыре аккумулятора по 200 Ач и зарядное устройство на 80 А, но такой бюджет нас немного испугал, вместе с весом в 200+ кг и ненужностью такого арсенала в быту. Тогда мы бы смогли пускать генератор всего на один или два дня за все время. Но нам бензина не жалко, а денег и спины, наоборот, жалко.

Вид от лагеря
Вид от лагеря в сторону открытой Ладоги

Мы заряжаем аккумуляторы во время работы генератора при помощи зарядного устройства Кулон 715d. Это зарядное устройство заявляет, что дает зарядный ток в 15 А, позволяет регулировать ток и напряжение, а еще рассказывает обо всем процессе на удобном экране. Большой аккумулятор мы заряжали током в 13.2 А, а маленький — 10 А (он гелевый, поэтому ему можно). Зарядка большого аккумулятора с 50% до полной занимает, таким образом, примерно 7 часов (к концу зарядки ток снижается, чтобы аккумулятор не кипел), средней работы от этого получалось часов тоже 7 (это инвертор, роутер и зарядка двух ноутбуков). Часто получается, что электричество нужно ненадолго или только для интернету, тогда аккумулятор изрядно экономит нам бензин и моторесурс генератора.

В прошлом году этот самый Кулон показал себя прекрасно — заряжал, не гудел и не жаловался на тяжелую жизнь. В этом же почти сразу у нас выплавилась от перегрева одна клемма (раскрутилась гайка), потом следующая, потом пришлось заменить провода (видимо, выгорела часть жил, падение напряжение от зарядки до АКБ стало больше вольта), а потом зарядка стала просто периодически переставать заряжать. В чем дело, мы не знаем, но точно не в перегреве; помогает разобрать, гневно посмотреть на содержимое и собрать обратно. Вывод можно сделать такой: подзаряжать зимой аккумулятор от машины — отличный прибор. Рассчитывать, что он будет бесперебойно работать и исправно заряжать большие аккумуляторы в лесу, где у вас не будет способа получить другую зарядку… не стоит.

Для контроля за состоянием зарядки и потреблением тока мы используем мультиметр с токовыми клещами. Удобнее было бы подключить последовательно амперметр, да где ж его взять, а еще лучше было бы устройство, раздающее потребляемый ток и остаток емкости аккумулятора через веб-интерфес… Но это уже другая сказка.

Коты
Коты проводят время на острове уже второй год. Основательно подточили популяции мелких грызунов.

Инверторы

Инвертор нужен потому, что аккумулятор отдает 12 В, а приборы потребляют 220. На самом-то деле многие из приборов даже предпочли бы 12 В, и тут можно было бы избежать потерь на инверторе, но тогда пришлось бы мастерить им нестандартные блоки питания и прокладывать вторую низковольтовую проводку толстенными проводами, которая еще и ограниченно функциональна, потому что подразумевает большие потери от расстояния. Так что когда мы работаем от генератора, мы втыкаем «основную вилку» в удлинитель, а когда от аккумулятора — в инвертор.

Инверторов за это время мы перепробовали три.

Первым (в прошлом году) был китайский прибор торговой марки «Союз» номинальной мощностью 400 Вт. Он чуть-чуть послужил нам верой и правдой, а потом сгорел.

Мы сгоняли на берег и привезли из машины прибор того же производителя, но на 300 Вт. Он работал, но не тянул блок питания ноутбука Dell номинальной мощностью 90 Вт (самый мощный из всех).

В этом году мы купили промышленный инвертор MeanWell A301-600-F3 на 600 Вт. Он брутально выглядит и уже три недели работает без малейших нареканий.

image
Вид от лагеря в пролив

Прочее хозяйство

Через остров от генератора к аккумуляторам протянут негибкий провод сечением 1.5 мм2, его вполне хватает. На удлинители к палаткам и для разводки под тентом используется гибкий провод сечением 1 мм2. Всего мы используем порядка 70 метров проводов и еще имеем запас. От инвертора к аккумулятору идут провода сечением 16 мм2, это на всякий случай. На аккумуляторы мы крепимся автомобильными клеммами, это надежно, прочно и (в комплекте с техническим вазелином) исключает коррозию от сырости.

Ради экономии энергии мы собирались работать через ethernet, но после первых измерений стало понятно, что экономия копеечная, а возиться c проводами неохота.

Что можно/следует улучшить


Аккумулятор. Похоже, стартерный аккумулятор от грузовика в нашем режиме долгожителем быть не может. Он рассчитан отдать пусковой ток и расслабиться, ну и аварийно иногда как-то всерьез разрядиться. По сути вся его большая свинцово-кислотная емкость — она ради большого пускового тока.

Поэтому если соберемся еще — нужно покупать гелевый на 200 Ач. Он, конечно, будет стоить в три раза дороже, а весить в полтора-два раза больше (60 килограмм при погрузке на волне, например, это неприятно), но преимущества перевешивают. Такой аккумулятор рассчитан на поддержание жизни коттеджа, то есть на циклическую полную разрядку. Кроме того, отдаваемый ток у него медленнее падает с емкостью, а значит, мы не столкнемся с ситуацией, когда ампер-часы внутри еще есть, а инвертор уже против.

Возможно, зарядное устройство. Есть интеллектуальные зарядные устройства, которые включают в себя и инвертор тоже. То есть мы втыкаем вилку в розетку и в идеале по команде электронного мозга идем с канистрой бензина к генератору. Впрочем, даже и этого можно было бы избежать, сменив генератор на экземпляр с электронным пуском и внешним баком. Но мы не настолько богаты/ленивы, да и вообще, нужно же иногда со стула вставать.

Офис


В прошлом году мы работали как придется. Надоело. Поэтому, как можно видеть из заглавной картинки, в этот году мы построили себе офис-веранду с откидными стенами и длинным рабочим столом на четыре места.

Офис-веранда

Это очень просто, требует заранее закупленных под измерения тентов, немного рук не из задницы и 200 килограмм досок (пол и стол).

Еще несколько советов

  • Если у ноутбука глянцевый экран, выбросьте его вам будет трудно.
  • Возьмите с собой влажные салфетки. Пыли много, она сильно мешает смотреть на экран при пониженной яркости (экономия электроэнергии). И вообще.
  • Не рассчитывайте, что будете сидеть на пеньке. Спина отвалится. Берите удобные стулья с вертикальными спинками.
  • Энергосберегающие лампочки такие энергосберегающие.
  • Сыро. Любые приборы монтируйте на поддонах, приподнимающих над землей.
  • Даже малопьющие в городе люди признают, что поддержание постоянного уровня алкоголя в крови наряду со свежим воздухом благотворно влияет на производительность.


Еще полезное и приятное



Спонсоры!



А, да, чуть не забыл. Конечно, мы будем рады спонсорам и желающим предоставить нам оборудование на тестирование.

Это могут быть:
  • Продукты питания, в том числе сублимированные
  • Туристическая одежда и другое снаряжение
  • Энергооборудование (в том числе ветряное, солнечное, а также совершенно традиционное)
  • Компьютеры, особенно защищенные
  • Лодки и лодочные моторы
  • Фото- и видеокамеры, защищенные и нет
Tags:
Hubs:
+342
Comments 254
Comments Comments 254

Articles