Pull to refresh

«Пиратская машина»: будущая пропаганда против 3D-принтеров

Reading time 2 min
Views 52K


Как и любая «разрушительная» технология прошлых лет, от печатного пресса до копировальной машины, 3D-принтеры угрожают разрушить сложившиеся традиционные схемы производства товаров и получения коммерческой выгоды. Однако, производители товаров с миллиардными оборотами не сдадутся без боя. По мнению юриста Майкла Вайнберга (Michael Weinberg), эксперта по интеллектуальной собственности из компании Public Knowledge, здесь нужно ожидать массированной атаки правообладателей — такой же мощной атаки, какая идёт в сфере нелицензионного копирования аудио- и видеоматериалов. Производители товаров наверняка пролоббируют принятие нового законопроекта против 3D-печати, по аналогии с DMCA, начнут охоту на хостеров CAD-файлов, заведут уголовные дела против пользователей — и далее по знакомому списку.

Без сомнений, производители рассматривают 3D-принтеры как прямую угрозу своему бизнесу. Но если раньше принтеры продавались за десятки тысяч долларов, то последние десктопные модели стоят чуть больше $1000, и ситуация в точности соответствует предреволюционной ситуации на рынке персональных компьютеров начала 90-х, когда универсальные машины для копирования контента (компьютеры) стали доступны каждой семье. К чему это привело сейчас — мы знаем. Масштабная кампания против пиратства, драконовские законы вроде DMCA, облавы с закрытием сотен сайтов, уголовные дела против владельцев «пиратских» сайтов и даже против обычных пользователей. То же самое скоро начнётся с CAD-моделями и 3D-сканерами, которые позволяют создать точные копии других товаров.

По мнению Майкла Вайнберга, многие производители товаров будут пытаться использовать именно DMCA для уничтожения цифровых моделей своих товаров. Дело в том, что срок действия патентов не превышает 20 лет, так что патенты не покрывают многих изделий. В то же время срок действия копирайта составляет 70 лет с момента смерти автора, так что производители будут пытаться использовать копирайт для защиты «формы» или «дизайна» своего проприетарного товара, применяя DMCA точно так же, как это делают медиакорпорации. Если DMCA не сработает, то они могут пролоббировать принятие нового законопроекта против 3D-печати, по аналогии с DMCA.

Автор блога Boing Boing Кори Доктороу (Cory Doctorow) считает, что производители товаров организуют не только юридическую, но и пиар-кампанию против самого формата CAD. На него попытаются навесить ярлык «пиратского формата», как это было раньше сделано с технологией BitTorrent и форматом MP3.

За много лет борьбы с пиратством медиакорпорации поняли, что воевать против обычных пользователей нерентабельно. Поэтому они сконцентрировались на борьбе с операторами: хостерами, интернет-провайдерами и проч., которые помогают распространять нелицензионный контент. К настоящему времени медиакорпорации добились, что почти любая западная компания моментально уничтожает сомнительный контент на своих серверах, как только получает DMCA-предупреждение от правообладателя, во внесудебном порядке.

Единственное, что сдерживает производителей товаров от начала активных действий — это малая распространённость новой технологии, считает Майкл Вайнберг. Пока фанаты 3D-печати тусуются по гаражам и мастерским, им ничего не угрожает, но если 3D-принтеры пойдут в массы — против них начнётся мощная атака.

via Economist
Tags:
Hubs:
+45
Comments 73
Comments Comments 73

Articles