Pull to refresh

Давайте все же посчитаем выгоду, которую «Яндекс.Такси» получила при эксплуатации Tesla

Reading time 5 min
Views 37K
В статье "А есть ли заявленная «Яндекс.Такси» экономия при эксплуатации Tesla Model S?" ответ на поставленный вопрос не прозвучал. Новость "Таксопарк раскрыл затраты на электромобили Tesla", по мотивам которой написана статья, имеет громкий и многообещающий заголовок, но к сожалению не содержит обещанного. Попробуем хоть немного восполнить пробелы и оценить экономичность расхода.

Цифры, которые мы узнали из выше указанных источников:

1. Неназванный бензиновый автомобиль, предоставляющий услуги такси, на 11'000 км пробега потребляет 1'900 л бензина стоимостью 70'000 руб. (что составляет 36.8 руб. / л, 6.36 руб. / км, 17.27 л / 100 км).

2. Автомобиль Tesla Model S, предоставляющий услуги такси, на 11'000 км пробега потребляет 2'900 кВт*ч энергии стоимостью 4'000 руб. (что составляет 1.38 руб. / кВт*ч, 0.36 руб. / км, 26.36 кВт*ч / 100 км).

3. Автомобиль Tesla Model S стоит на несколько миллионов рублей дороже тех представительских автомобилей, с которыми его можно сравнить. Данный факт можно использовать только при детальном сравнении полной стоимости владения и обслуживания автомобилей, которая включает в себя стоимость автомобиля, оформления, страховки, планового ТО, расхода ГСМ, а так же динамики уменьшения со временем стоимости автомобиля на вторичном рынке.

Обратившись к следующим источникам

получаем дополнительную информацию:

5. Расход бензиновых автомобилей представительского класса существенно варьируется в зависимости от объема двигателя, типа коробки передач и года выпуска автомобиля. Заявленные Яндексом 17 л / 100 км вполне реальны для не самого свежего Мерседеса с 4-литровым двигателем. Причем, если я имею ввиду легковушку для vip-персон, а вам на ум пришел народный Спринтер, то вы тоже правы — Спринтер потребляет столько же. Но двигатели объемом до 3 литров потребляют заметно меньше — 10-13 л в городском режиме. Т.е. можем предположить, что для сравнения в Яндекс выбрали наиболее прожорливые из имеющихся у них бензиновых авто. А ради объективности все же следовало взять хотя бы 14 л / 100 км (среднее арифметическое между 11 и 17 — ни вашим, ни нашим).

6. Цены за литр бензина и кВт*ч энергии, указанные Яндексом, вполне адекватны (около 37 руб. / л. и 1.38 руб. / кВт*ч). Но если быть точным, то средняя цена 95-го в Москве составляет около 38 руб. / л. Ночной тариф на электроэнергию для населения составляет 1.00 — 1.79 руб. / кВт*ч (в зависимости от региона Москвы и наличия скидки за электроплиту или электрообогрев). В качестве стандартного можно принять тариф 1.43 руб. / кВт*ч. Дневной тариф на электроэнергию для населения составляет 3.75 — 5.58 руб. / кВт*ч. Одноставочный тариф без скидок — 5 руб. / кВт*ч.

7. Минимальный расход Теслы составляет около 20 кВт*ч / 100 км (на 85 кВт*ч можно проехать до 425 км). У ЯндексТакси этот показатель составил 26 кВт*ч / 100 км для городского режима, что похоже на правду.

8. Батарея Теслы стоит $12000 в США. За неимением информации о том, сколько стоит замена батареи для Яндекс.Такси будем считать, что порядка 800'000 руб. Ресурс батареи — 160'000 км пробега или 32'000 кВт*ч заряда (376 полных зарядов для батареи на 85 кВт*ч).

9. От бытовой сети 220V за 1 час зарядки восполняется 50 км пробега, т.е. 10 кВт*ч. Следовательно, мощность зарядки составляет 10 кВт. Так что, прежде чем втыкать Теслу в розетку, необходимо убедиться, что проводка и счетчик рассчитаны на такую мощность (плюс мощность электрочайника, бойлера и стиральной машинки, которые вы без задней мысли можете одновременно активировать, готовясь ко сну).

И что с того?!


Вот теперь мы наконец-то можем очень приблизительно оценить стоимость энергии по парочке тарифов и стоимость ГСМ (тоже для пары разных двигателей), необходимых для преодоления 160'000 км в городском режиме:

— При типичном ночном тарифе 1.43 руб. / кВт*ч и расходе энергии 260 кВт*ч / 1000 км будет затрачено 59 500 руб. (859 500 руб. с батареей).

— При минимальном дневном тарифе 3.75 руб. / кВт*ч и расходе энергии 260 кВт*ч / 1000 км будет затрачено 156 000 руб. (956 000 руб. с батареей).

— При одноставочном тарифе 5.00 руб. / кВт*ч и расходе энергии 260 кВт*ч / 1000 км будет затрачено 208 000 руб. (1 008 000 руб. с батареей).

— При стоимости бензина 38 руб. / л и его расходе 120 л / 1000 км будет затрачено 729 600 руб.

— При стоимости бензина 38 руб. / л и его расходе 140 л / 1000 км будет затрачено 851 200 руб.

— При стоимости бензина 38 руб. / л и его расходе 160 л / 1000 км будет затрачено 972 800 руб.

Выводы:


— расход энергии с учетом ресурса батареи и расход бензина оказываются величинами одного уровня;

— если цена батареи для России окажется выше 850'000 руб., то бензиновые моторы с расходом до 14 л / 100 км по Москве окажутся экономнее даже при «нулевой» стоимости электроэнергии для Теслы (на самом деле бесплатная заправка в США где-то и кем-то уже оплачена);

— при хороших раскладах (низкая наценка на батарею, низкая стоимость электроэнергии и высокое потребление сравниваемого бензинового двигателя) экономия может составить порядка 1 руб. / км

— учитывая стоимость Теслы, можно предположить, что и общая стоимость владения автомобилем, включающая все неучтенные расходы, тоже вполне сравнима с соответствующими показателями для сравнимых бензиновых автомобилей представительского класса

Так Яндекс сэкономил что-нибудь или нет?


При использовании Теслы вместо 4-литрового Мерседеса таки немного сэкономили (если им не впаяют баснословную наценку при замене батареи).

А если не учитывать стоимость батареи?


Стоимость, ресурс и ёмкость аккумуляторов — одни из основных преград на пути к энергетической революции. Их невозможно не учитывать, если нужны объективные оценки.

Так что получается, что даже экономичному автомобилю требуется топлива на 3 руб. / км, а Тесле — всего около 250 Ватт / км, которые стоят 0.35 руб. по ночному тарифу и 1.25 руб. — по дневному. Т.е. разница чуть ли не в 10 раз! Как же так? Разве это не нарушает законы физики?

На самом деле это всего лишь внерыночная ситуация. Электро-революция пока еще не наступила. Спрос на бензин все еще огромен. Электрокаров, наоборот, очень мало. Тарифы и вовсе — для населения, а не для бизнеса. Но когда спрос на электричество возрастет в N раз в бизнес-масштабах, а спрос на бензин и газ — снизится в N раз, то и картина будет совсем иная.

В данном же случае Яндекс заправляет электрокары (которых лишь «сотня» на всю Россию), используемые в коммерческих целях, по ночному тарифу для населения, который вообще говоря может быть ниже себестоимости. Кто компенсирует разницу? Не понятно. В США Теслу можно заправить и вовсе бесплатно. Но стоимость этой «бесплатной» энергии где-то учтена. Например, в программах развития этой отрасли и/или в стоимости самой Теслы (части из тех самых нескольких миллионов рублей). Но на территории России дешевая энергия для Теслы никем не субсидировалась. Так что, Яндекс просто напросто «оптимизировал» свои коммерческие расходы за счет привилегий для населения. И говорить, что энергия для преодоления 10'000 км стоит всего 4'000 руб. — совершенно некорректно.

А если и вовсе всех снабдить солнечными крышами с высоким КПД?


Во-первых, к солнечным панелям все-таки необходимо присоединить супер-живучие, супер-ёмкие и дешевые аккумуляторы, которые не увеличат стоимость энергии в 10 раз из-за своего быстрого старения. А во-вторых, рыночная экономика предполагает безостановочное вращение капитала. Если каждый будет иметь возможность бесплатно получить всю необходимую энергию от солнца, а новые товары бесплатно печатать, бесплатно переработав старые (на соответствующем принтере у себя в гараже/подвале), то что-то определенно навсегда сломается в нашей нынешней системе. Прямо в самом ее ядре. И это уже надо спрашивать у фантастов, какие варианты развития событий возможны в дальнейшем.
Tags:
Hubs:
+22
Comments 67
Comments Comments 67

Articles