Pull to refresh
0
Аудиомания
Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние

Reading time 5 min
Views 29K


Фото Steven Guzzardi CC BY-ND

Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.

Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.

Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.

Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?

Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».

Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».

Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».

Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».

«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.

Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.

Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).

Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».

В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.

Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.

Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).

Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).



По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»

«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.

Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.

Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.



Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:



Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:

Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.

Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.

У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.

А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.




Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:

В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.

Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.

В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.




Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.

Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.

С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Tags:
Hubs:
+8
Comments 13
Comments Comments 13

Articles

Information

Website
www.audiomania.ru
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия