Pull to refresh

Переход стартапа в публичную форму чреват некоторыми негативными последствиями

Reading time4 min
Views2.3K
Original author: Marty Zwilling
IPOВ давние времена каждый предприниматель мечтал сделать свой стартап публичным и сделать успешной компанией. Сегодня темп перехода стартапов в публичную форму (IPO - Initial Public Offering) вышел из мертвой зоны, но все же темп значительно ниже, чем даже половина этой величины 15 лет назад. Умные предприниматели теперь стараются избежать публичности, из-за непредсказуемости и проблем в характере работы публичной компании.

Согласно недавнему докладу аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, 2014 был успешным на IPO годом. Тем не менее, они видят опасность в хрупкости мировой экономики и высокой волатильности рынков. Сегодня 70% успешных стартапов покупаются крупными игроками, что является в некотором роде более безопасным и предпочтительным способом роста и финансирования.

Причины здесь намного сложнее, чем обвал ключевых инвестиционных банков в США несколько лет назад, так что не стоит ожидать значительного увеличения численности публичных компаний в ближайшее время, даже несмотря на рост рынка. На мой взгляд, основные причины, почему IPO потеряли свою привлекательность для предпринимателя и инвестиционных перспектив следующие:

  • Процесс IPO в США по-прежнему приводит в замешательство.
    Слишком много стартапов испытали финансовые потери и технические сбои в процессе IPO. King Digital Entertainment и Facebook лишь одни из них, противопоставляли индивидуальных инвесторов и руководителям стартапа. Кроме того, самые обычные инвесторы убеждены, что основную маржу с IPO получают инсайдеры.
  • Переход в публичную форму дорогостоящий процесс.
    Как правило, расходы на IPO для стартапов сегодня колеблются от $250 000 до $1 млн. Кроме того, тратится огромное количество административного, и других ключевых оперативных, бухгалтерских и коммуникационных ресурсов. Процессы слияния и поглощения по сравнению с этим выглядят очень простыми.
  • Постоянный прессинг за рост прибылей.
    Обычные акционеры обычно рассматривают только краткосрочные перспективы. Поэтому стартапы существуют под огромным давлением, стремящимся к увеличению текущих доходов, и малоаппетитны для стратегических инвестиций.
  • Стартапы ставшие публичными подвержены влиянию конкурентов и критиков.
    Руководители стартапа обычно не желают раскрывать «карты» в проспектах и отчетах SEC (комиссии по ценным бумагам и биржам). Имея дело с тысячами акционеров, часто сталкиваешься с критикой, что само по себе становится тяжелым испытанием.
  • Соблюдение требований закона Сарбейнса-Оксли является тяжелым бременем для компании.
    Согласно ему все публичные компании любого размера должны немедленно выполнить требования SEC по предоставлению полной отчетности. Это никак не помогает маленьким публичным компаниям, которые не могут быть конкурентоспособными в процессах учета, документирования и представления необходимой отчетности.
  • Публичные компании всегда находятся под угрозой поглощения.
    Дружественные или враждебные попытки захвата, только два из многих способов, с помощью которых основатели могут потерять контроль над собственной компанией. Совет директоров, также как и акционеры, больше не являются частью команды, сконцентрированной на видении основателей стартапа.
  • Увеличение подверженности рисковым обязательствам.
    Руководители публичной компании подвергаются риску гражданского и уголовного наказания за ложь или вводящие в заблуждение заявления. Кроме того, сотрудники могут столкнуться с ответственностью за искажение информации в общественных коммуникациях и отчетах SEC. Руководители также могут привлекаться за инсайдерскую торговлю и служебные правила техники эксплуатации.
  • Искусственные рыночные колебания, как правило, бьют по публичным компаниям в первую очередь.
    Частные компании переносят сильную волатильность намного лучше публичных. Акционеры публичных компаний легче поддаются эмоциям и подвержены стадному рефлексу, чем реальным рыночным условиям.
  • Учредители не вписывается в публичную компанию.
    Большинство просто не пользуются всеми возможностями аналитиков, удовлетворяющих запросы акционеров и с требованиями правовой отчетности. Они знают, что могут быстро отбросить не поддерживающие правильный образ и правильные отношения с людьми, которые им не нравятся.
  • Образ крупных публичных компаний является отрицательным.
    В последние пару десятилетий, образ руководителя большой многонациональной компании, таких как Томас Уотсон в IBM и Генри Форд померк. Теперь ошибки крупных компаний, таких как Enron и ВР создали новый образ публичных компаний, жадных и не заботящихся ни о ком руководителей.


Эти негативные моменты в значительной степени нивелируют потенциальные плюсы IPO: увеличение капитала стартапа, возможность огромного увеличения собственного капитала, более широкий доступ к инвесторам, рынок для своих акций, способность привлекать первоклассных специалистов, и другие потенциальные возможности публичной компании.

Таким образом, большинство стартапов, даже не говоря уже о выходе на IPO, при подаче заявки на ангельские инвестиции, большинство бизнес-ангелов будет отрицательно реагировать на упоминание IPO. Лучше всего зарезервировать эту возможность на потом, когда у вас будет хорошо зарекомендовавшая себя модель бизнеса, большая доля рынка и существенный доход.

Что еще более важно, убедитесь для начала, что вы действительно хотите отказаться от предпринимательского образа жизни в пользу должности публичного представителя компании. Держу пари, что Марк Цукерберг из Facebook время от времени ловит себя на сожалении, несмотря на то, что стал стоить 33 миллиарда долларов.

Что такое IPO и зачем это нужно?
Tags:
Hubs:
+18
Comments0

Articles

Change theme settings