Pull to refresh

Новые пушки для старого дредноута: сверхбыстрая DDR3 в 2017 году

Reading time 6 min
Views 15K
Привет, Гиктаймс! Когда компания производит новые железки и обеспечивает гиков по всему миру всякой хай-тэк вкусняшкой с высокими скоростями, низкими задержками и прочими прелестями высокопроизводительного рая — это, безусловно, круто и двигает всё IT в целом вперёд.



Но знаете, что ещё круче? Когда крупные производители не забывают про платформы прошлого поколения, которые до сих пор актуальны. Набор высокоскоростной HyperX Predator DDR3 работает на частотах до 2400 МГц из коробки — не у всякой DDR4 такие скорости есть. Посмотрим, что внутри. ;)

Кому вообще нужно это старьё


«Да кому сейчас нужна DDR3, на новых машинках её уже не используют!». Ну, в мире цифровых пони и маленьких компьютерных эльфов, может, так и есть, но наша суровая реальность расставляет все точки на «i», «ё» и в конце предложений. У многих до сих пор живы старые компьютеры, которые собирались много лет назад. Наличие припоя под крышкой процессора позволяло линейкам Sandy/Ivy bridge или Haswell легко брать заоблачные частоты: рубеж в 4.5 ГГц без проблем достигался на воздухе, удачные экземпляры i7-2600k работали на 5.2-5.5 ГГц. У такого железа особой разницы в производительности по сравнению с современными Skylake / Kaby Lake не наблюдается, а вот с памятью дела обстоят иначе. 5 лет назад 8 ГБ в игровой или рабочей машинке считалось нормой, а сегодня и 16 гигов бывает мало.


А сегодня Intel не любит оверклокеров и вставляет им палки в колёса

Никуда не девается и апгрейд ранних DDR3-систем. Был у вас какой-нибудь древний Phenom или Core2 с 4-8 «гигами» оперативки, и поменяли вы его не так давно на i5/i7 — новый или б/у — не важно. Потом дело дошло до видеокарты, SSD, и вот сейчас старая оперативка стала бутылочным горлышком, а весь мир потихоньку переползает на DDR4. Замена материнской платы с процессором обойдётся в кругленькую сумму, а ощущения «вау» не будет, лучше уж поставить свежий комплект быстрой оперативки и купить современный NVMe с PCI-Express переходником — всяко будет веселей.

Ну и до сих пор многие собирают железки «с нуля» в очень скромных бюджетах, заказывая мамку и проц из китая. Б/у Xeon’ы на всяких Алиэкспрессах лежат пачками за копейки, основная проблема — найти подходящую материнскую плату (скорее всего, она обойдётся в 3-5 раз дороже, чем CPU. Получаются весьма неплохие рабочие станции и игровые машинки за скромный прайс — и им тоже нужна DDR3 в больших объёмах.



У вас есть 700 рублей, что вы возьмёте: вполне приличный четырёхъядерник или кружку-термос? :)

С таким апгрейдом можно легко протянуть ещё пару лет, а там и возросшая конкуренция на рынке CPU приведёт цены в порядок, и DDR5 с PCI-Express 4.0 должны будут подоспеть: будет заметен качественно-новый уровень во всех железках. Ну а пока можно взять лучшее, что есть на текущей платформе и в ус не дуть. Не так уж сильно отличается производительность условных «средненькой» DDR4 от «хорошей» DDR3 в реальности, а не бенчмарках.

HyperX Predator 2400


Упаковка не такая скромная, как у обычных модулей, и понятно дело, что она стоила свой доллар, но чёрт возьми, как приятно открывать аккуратный картонный кейс. Внутри — минималистичные блистеры, пара наклеек, информация о гарантии и, разумеется, сами модули. В данном случае — 2 по 8 (а можно найти комплект и 4х8) гигабайт, с XMP-профилями для работы на частоте 2133 и 2400 МГц.

Антрацитово-чёрные накладки с аккуратными логотипами выглядят куда взрослее и строже, чем привычные двухцветки с вычурными рёбрами, и по стилю подойдут практически к любому десктопу — в конце концов, эстетическая часть тоже важна некоторым пользователям.



Комплектация у модулей HX324C11PB3K бывает разная: в коробке могут лежать как Kit of 2, так и Kit of 4, то есть 2х8=16 ГБ и 4х8=32 ГБ соответственно. Внутри всё одинаковое, и даже упаковка не отличается (пустой блистер из-под второй пары просто выступает в качестве «постамента» в младшем наборе).

Для улучшения температурных режимов памяти используются классические алюминиевые радиаторы. Они крепятся к чипам через термопрокладку и своеобразный замок в верхней части. Не то что бы вам когда-нибудь могла пригодиться эта информация, но открывать их необходимо аккуратно, снизу-вверх, со стороны «меньшей» части, и не пробуя текстолит на излом.



Внутри классическая схема — микросхемы H5TC4G83BFR по 512 МБ каждая, распаянные с обеих сторон. Сами чипы принадлежат к достаточно популярной линейке, которая используется у многих вендоров, но самое необычное, что по спецификациям это модули для 1866 МГц с таймингами 13-13-13, то есть прямо с завода оперативка разогнана под завязку.



Впрочем, для нас важны не столько «заводские» характеристики, сколько качество микросхем — в конце концов, не просто так разные модули по-разному реагируют на снижение таймингов или увеличение рабочей частоты. В HyperX Predator используются чипы, прошедшие наиболее строгий контроль качества, что подтверждает десятилетняя гарантия, и если частотный потенциал выбран с завода почти полностью, то тайминги у памяти можно попробовать затянуть ещё туже, выгадывая для себя несколько процентов бесплатной производительности.


CPU-Z опять наврал с таймингами, такое бывает. На самом деле 2400 работает на CL-11-13-14

Память работает по стандарту JEDEC на частоте 1600 МГц с таймингами CL11-11-11 и напряжением 1.5 Вольт и имеет два XMP-профиля. Первый, менее агрессивный — 2133 МГц при задержках CL11-13-13 (1.6 Вольт), второй — 2400 и CL11-13-14 (1.65 Вольт).



Разумеется, память можно попробовать и дальше разогнать, но в данном случае куда интереснее будет снизить тайминги — прирост производительности будет заметнее, особенно в играх с физическими расчётами на CPU.

Живые тесты


В качестве основы для бенчмарков будет выступать как раз один из вышеупомянутых случаев: боевой старичок, максимально полно утилизирующий возможности платформы с DDR3. Материнская плата с процессором была взята на распродаже старых рабочих станций в одном из многочисленных офисов. Вполне экзотический конфиг на базе Core i7-3930k (socket 2011) и ASUS X79 использовался в качестве сервера для 1C.



Его никто не разгонял, он регулярно проходил все необходимые проверки, внутри системного блока даже пыли особо не было. За видео отвечает пара GTX 980Ti — вполне серьёзный аргумент в споре с графоном нынешних игрушек. Опять же, на вторичке полно экземпляров, которые и полгода не отработали — были заменены на 1080, и продаются по цене 1060.



Демостенд и тесты


Материнская плата: ASUS P9X79;
Процессор: Intel Core i7-3930k (разгон множителем до 4.4 ГГц);
Охлаждение: Noctua NH-D14;
Оперативная память:
1 комплект HyperX Predator 2400 МГц (2x8 Гб),
2 комплекта Kingston HyperX Blue 1600 МГц (2х4 Гб),
2 комплекта HyperX Beast 1866 МГц (4х4 Гб);
Видеокарта: 2хPalit JetStream 980Ti (1152 МГц, без разгона) в SLI;
Блок питания: Aerocool Higgs 850W.



Базовую оценку производительности будем проводить в 3DMark TimeSpy: этот бенчмарк отлично умеет нагружать связку из двух видеокарт, более-менее объективен (как минимум в текущей версии, устаканившейся после всех патчей). Можно будет оценить как виляние разной скорости оперативки на графическую составляющую, так и на физические расчёты, благо соответствующие тесты идут в коробке и бесплатны. Все тесты прогонялись после перезагрузки по 5 раз, с запущенным в фоне хромом, набором мессенджеров и всем таким — в общем, испытания приближены к боевым условиям. В качестве результата выбирался средний показатель за все 5 прогонов.

16 ГБ DDR3 1600 МГц (2 канала)




16 ГБ DDR3 1600 МГц (4 канала)




32 ГБ DDR3 1866 МГц (4 канала)




16 ГБ DDR3 2400 МГц (2 канала)




Результаты вполне предсказуемы, и не самая большая разница в общем рейтинге на самом деле является весьма существенным отрывом: обычный разброс в бенчмарках составил не более 10 баллов, то есть равномерность измерения от прогона к прогону была высока, а разница результатов меньше 2.5% — в зоне статистической погрешности, а вот превосходство даже двухканальной 2400 над четырьмя каналам 1866 более чем заметно. Если обратиться к деталям, то больше всего от быстрой памяти выиграл тест физики: прирост в FPS заметен и результатах прямо пропорционален частоте и не сильно зависит от количества каналов.



Игровые бенчмарки (например GTA V или злополучный Watchdogs) показывают более высокие результаты в сценах с активным применением физики, то есть на всяких взрывах, столкновениях, разрушениях и прочих непотребствах. Прирост производительности приходится на самые актуальные моменты из всех что встречаются в игре: именно такие внезапные ивенты создают дополнительную нагрузку и имеют дурную привычку «просаживать» FPS. Добавочная нагрузка на процессор заставляет его выделять меньше ресурсов на управление работой видеокарты, так что получается двойной удар по производительности, и чем быстрее CPU отработает с физикой, тем лучше для нас — и в данном случае 2400 МГц с пождатыми таймингами — явный фаворит.

В состязательных онлайн-играх разницы практически нет: там всё давно оптимизировано и вылизано до предела, и показывает сносные результаты даже на младших i3 с 8 гигами любой оперативки.

Остальные тесты достаточно абстрактны и измеряют сферических коней в вакууме: ежу понятно, что с более быстрой памятью тесты на чтение / запись или сжатие данных при прочих равных пройдут быстрее.



В рабочих задачах быстрая оперативка спасёт только программистов, работающих с многокилометровыми базами данных — Photoshop, Premiere и прочие графические пакеты раньше упираются в грубую вычислительную силу процессора или скорость чтения/записи с HDD, если речь идёт о пакетной обработке. Только весьма специфические методики тестирования смогут выявить преимущества 2400, скажем, перед 1600.

Стоит ли овчинка выделки


Высокоскоростная память — это круто, когда ваше железо может реализовать её потенциал в полной мере. В случае с Core i3 или первых i5 времён Царя Гороха, скорее всего, от 2400 МГц толку будет мало, и можно взять память попроще, благо есть из чего выбрать — HyperX Savage никто не отменял, и модули 1866 МГц с низкими задержками отлично дополнят средненькое железо. А вот всем любителям некрожелеза помощнее новый набор придётся по вкусу.



Высокая ёмкость одного модуля вкупе с приличными частотами позволяет выжать все соки даже из систем на mATX / mITX: 16 ГБ вполне приличный объём, а встроенное в процессор видео работает тем шустрее, чем выше частоты у памяти.

Ну а если у вас уже новое железо с DDR4 — не упустите шанс, сегодня последний день десятипроцентной скидки на модули HyperX Fury DDR4 (в любом цвете). Скидка действует в «Юлмарте» до 29 мая 2017 по промокоду HXCOLOUR. Много RAM’ки не бывает!
Tags:
Hubs:
+17
Comments 12
Comments Comments 12

Articles

Information

Website
www.kingston.com
Registered
Founded
1987
Employees
1,001–5,000 employees
Location
США