Pull to refresh

SpaceX — что нам стоит Falcon Heavy построить. И кому все это нужно

Reading time 7 min
Views 26K
image

Илон Маск удивил, а можно сказать, что и насмешил научное сообщество в апреле 2011 года. Тогда предприниматель впервые анонсировал Falcon Heavy и рассказал, как это должно работать. С тех пор началась разработка этапа «освоение глубокого космоса» со стороны SpaceX. Компания стала постепенно реализовывать свой план. «Эта ракета действительно гигантская», — заявил как-то Маск без особой конкретики. Какие-либо характеристики были приведены несколько позже.

Также он говорил, что США (ведь именно в этой стране работает компания SpaceX) будет гордиться не одним-двумя, а множеством запусков новых ракет-носителей. По мнению Маска, у тяжелых ракет и частной космонавтики большое будущее. Говоря об этом, Маск назвал одно из преимуществ — возможность запуска людей на Луну и Марс. К Луне никто не летал в течение последних нескольких десятков лет. У человечества просто не было даже подходящей ракеты, которая могла бы отправить полезный груз и людей подальше от Земли. Кроме того, Falcon Heavy может не просто полететь к Марсу, но и отправить туда человека с полезным грузом. Марс привлекает Маска, он несколько раз говорил, что без освоения Красной планеты человечество обречено.

В общем, компания Маска с присущей ей целеустремленностью занялась разработкой новой ракеты-носителя. Правда, поскольку разработка такого транспортного средства необычайно сложна, запуск ракеты постоянно переносили. Так, изначально Илон Маск заявлял о том, что ракету удастся построить к 2012 году и тогда же испытать ее. Но не получилось, поскольку " все оказалось более сложным, чем мы могли даже думать". Технических проблем было много, одна из них — одновременный запуск всего массива двигателей.


С тех пор запуск ракеты постоянно переносился, и только недавно ее удалось запустить в космос с выводом полезного груза в открытое космическое пространство. Речь идет об электромобиле Tesla, у которого, кстати, существует вовсе ненулевая вероятность возвращения на Землю.

Скорости развития компании можно просто позавидовать. Десять лет назад, SpaceX разработала и запустила в космос ракету Falcon 1. Это была ракета всего с одним двигателем. И даже она смогла доставить полезный груз на орбиту Земли. До SpaceX никто из представителей частного бизнеса ничего подобного не делал. Этот успех позволил компании подписать контракт с НАСА на разработку текущей версии ракеты-носителя, которая получила название Falcon 9. Фактически, Маск сумел сравнять возможности своей ракеты с носителями крупнейших аэрокосмических агентств мира.

После того, как Falcon 9 стали приземляться и взлетать с завидной регулярностью, стало понятно, что Маск не остановится на достигнутом. И точно, после отработки посадки возвращаемых первых ступеней ускорителя Илон Маск и компания занялись уже практической реализацией тяжелой ракеты носителя Falcon Heavy — проект и технические спецификации были подготовлены ранее. Эта ракета позволила США получить новый тип ракеты, способной полететь на Луну и Марс, при том, что правительство не заплатило ни копейки за ее создание.

Правда, как и говорилось выше, пуск Falcon Heavy все время переносился. Но все же ракету запустили, причем сразу с полезной нагрузкой. Можно удивляться решению компании отправить в космос электромобиль, но всякое удивление пропадет, если вспомнить, что изначально SpaceX предлагала и военным и НАСА отправить какой-либо груз в космос, причем совершенно бесплатно. Это мог быть, например, спутник, за отправку которого на орбиту заказчик обычно платит миллионы долларов США. Тем не менее, и военные, и агентство отказались. Причины этому разные. Военные просто побоялись потерять свой спутник, поскольку ракета запускалась впервые. А вот НАСА отказалось, поскольку считает Falcon Heavy конкурентом своему собственному носителю — ракете SLS. В итоге электромобиль попал в космос, а у Tesla Inc., производителе этих транспортных средств, надо думать, увеличилось количество клиентов.

Что касается НАСА, то Falcon Heavy действительно конкурент агентству, поскольку его запуск обходится во много раз дешевле, чем SLS. В первом случае речь идет о $90 млн, во втором — о $500 млн. В принципе, сразу можно понять, какой носитель выберут заказчики. Особенно, если Falcon Heavy будет успешно запущен и во второй, в третий, в четвертый раз.

Falcon 9 усовершенствуют


Да, несмотря на успех с Falcon Heavy, Маск с командой не забывают и о своей текущей «рабочей лошадке» — Falcon 9. Это достаточно надежная ракета, способная отправить на орбиту свыше 23 тонн полезных грузов. Скорее всего, новая ракета-носитель будет использоваться для отправки тяжелых спутников коммерческих заказчиков относительно далеко от Земли, а Falcon 9 станут использовать для того, чтобы запускать на более низкую орбиту спутников меньшей массы. Кстати, до 2015 года ракета Falcon могла отправить на орбиту лишь около 13 тонн грузов. Но использовав новые материалы, обновив двигатель Merlin компания смогла удвоить грузоподъемность носителя.

И работа над совершенствованием ее конструкции продолжается. Сейчас компания готовит новую версию Falcon 9, которая получила название Block 5. Она позволит отправлять грузы на орбиту с меньшей себестоимостью, также снизится время, необходимое для приведения ракеты в порядок для запуска. Что касается грузоподъемности, то она увеличится процентов на 10, не более.

Кто будет использовать Falcon Heavy?


Клиенты, желающие воспользоваться возможностями Falcon Heavy, у SpaceX уже есть. Первый клиент — компания Arabsat, планирующая запустить на орбиту земли 6-тонный спутник Arabsat 6A. Запуск планируется на второй квартал этого года. После этого будет реализована миссия Space Test Program-2 для ВВС США. Это целый кластер исследовательских спутников (что они будут исследовать — вторичный вопрос), который вскоре станет постоянным соседом Земли. И на этом вроде бы все — другие клиенты пока не заявлены. Конечно, может быть, компания старается держать втайне свои переговоры с потенциальными клиентами. Но как бы там ни было, пока об этом ничего неизвестно.

Но понятно, что «свято место пусто не бывает». Клиентов у Falcon Heavy может быть много, ведь себестоимость запуска ракеты-носителя весьма и весьма привлекательна, о чем уже говорилось выше. Один из потенциальных клиентов — Министерство обороны США. У спецслужб есть интерес в запуске спутников на разные девять орбит, которые важны для вопросов национальной безопасности страны. В настоящее время лишь ракета-носитель Delta IV Heavy от United Launch Alliance может доставлять аппараты на эти орбиты.

Но теперь и SpaceX вполне может претендовать на сотрудничество с Министерством обороны и спецслужбами. Для последнего возможность работы сразу с двумя «операторами» космического транспорта — отличная возможность реализации всех своих проектов. Если одна компания подводит, остается вторая.

Кроме военных, клиентами SpaceX могут статьи ученые. Речь, прежде всего, о НАСА. Если агентство все же начнет работать с Falcon Heavy, оно получит ряд опций, недоступных ранее. Конечно, НАСА может рассчитывать на собственную тяжелую ракету-носитель Space Launch System (SLS). Но она еще не создана, и скорее всего, сможет начать работу лишь в середине 2020-х годов, то есть почти через 10 лет. А вот Falcon Heavy работает уже сейчас.



Тяжелая ракета-носитель Илона Маска может отправить груз на Марс, или же на одну из интересующих ученых лун планет-гигантов: Европу, Энцелад, Титан.

По мнению некоторых специалистов, Маск запустил в космос относительно тяжелый груз потому, что хотел привлечь внимание как научного сообщества, так общественности к возможностям своей компании. Как уже говорилось выше, вместо электрокара Falcon Heavy вполне мог отправить на «место несения службы» военный или научный спутник. Если бы НАСА или военные доверили SpaceX какой-либо из своих полезных грузов, то какой-либо аппарат уже мог бы находиться на орбите, выполняя свои функции.

Сейчас тяжелая ракета-носитель может значительно сократить время реализации миссии полета какого-либо научного аппарата к интересующим ученых мирам. И эти возможности впечатляют, поскольку наука сможет продвинуться вперед, получив представление о том, чем являются водные миры, покрытые ледяной коркой. Сейчас существуют лишь разного рода гипотезы и предположения, но «истина все еще где-то там».

С самого начала работы SpaceX Илона Маска забрасывали вопросами о стоимости запуска. Где то в 2011 году он заявил, что пуск Falcon 9 обойдется заказчику в $50 млн, а та же услуга с использованием Falcon Heavy — уже в $100 млн.



Тогда ему мало кто поверил, но, как оказалось, Маск был прав. Сейчас ценник — $62 млн за Falcon 9 и $90 млн за Falcon Heavy. Это весьма бюджетно, по сравнению с предложениями всех остальных компаний.

Для научной сферы удачные пуски ракет SpaceX — просто прорыв. Дело в том, что та же ракета-носитель SLS не будет готова к полетам в ближайшие пять лет. А в США и других странах уже готовы лететь на Луну, причем прямо сейчас. И подобные миссии стали более, чем реальны благодаря скромному (по сравнению с другими компаниями) ценнику.

Конечно, сам Маск очень хочет отправить колонистов на Марс. Но сейчас эта цель кажется все еще недостижимой. А вот полет на Луну, возвращение на естественный спутник Земли — вполне реальная миссия, которая обойдется в относительно небольшую (по сравнению с марсианской миссией) сумму.

По мнению многих экспертов, если человечество планирует когда-либо основать колонии на Луне и Марсе, то ему стоит воспользоваться услугами частных, а не государственных, космических компаний. В этом случае стоимость пуска будет гораздо ниже, а все процессы внутри компании — оптимизированы, поскольку коммерческой организации нужно зарабатывать деньги, а не разбрасываться ими, в чем обвиняют НАСА.

К слову, Маск готовит еще одну ракету-носитель, еще более мощную. Она называется BFR (англ. Big Falcon Rocket или Big Fucking Rocket), и разговоры о ней ходят не первый год. Пока что ракета только разрабатывается, но если этот проект все же реализуют, то горизонты космического пространства станут для человека еще более обширными. Эта ракета сможет стать входным билетом для человека на Марс или любые другие планеты и планетоиды Солнечной системы. Правда, пока что судить об этом варианте рано, поскольку существует слишком много технических проблем и вопросов технического характера.

Но как бы там ни было, частная космонавтика стала вполне себе серьезным конкурентом по отношению к правительственным организациям. Вскоре может случиться так, что тому же НАСА нечего будет противопоставить SpaceX. Собственно, это уже не будущее, а почти что настоящее.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+31
Comments 198
Comments Comments 198

Articles