Pull to refresh

Открытие нового элемента

Reading time 3 min
Views 32K
Недавно в одном киевском интернет-магазине обнаружил необычную вещь (искал совсем другое, а тут просто глаз зацепился за название) — аккумуляторный элемент с непривычной глазу химической формулой. После недолгих поисков в интернете я оплатил покупку и буквально через пару часов стал обладателем пачки аккумуляторов и специализированного зарядного устройства. Разумеется, я не удержался от фотографирования и написания небольшого обзора.

Знакомьтесь — никель-цинковый аккумулятор!

Вот что об этих элементах пишет всезнающая Вики:

Такой тип аккумов был изобретен Эдиссоном более 100 лет назад, но только в последнее время технология дошла до изготовления пригодных к использованию элементов. На сегодняшний день они, увы, общеупотребительно выпускаются только в формате АА, плюс форматы C и D для коммерческих применений. По характеристикам разряда они очень близки к никель-кадмиевым с одним отличием — (звук фанфар!) напряжение на элементе 1.6 вольта против 1.2 у NiCd.

Что это нам дает — увидите ниже. А, ну и конечно, у них отсутствует два главных недостатка кадмиевых аккумов — эффект памяти и ядовитость для окружающей среды. Именно благодаря второму пункту Европарламент рекомендовал европейским производителям свернуть производство никель-кадмиевых аккумуляторов в пользу никель-цинковых.
Следующий плюс — очень маленькое внутреннее сопротивление, единицы миллиом, что обеспечивает нам возможность получить очень большие зарядные и разрядные токи, по этому параметру NiZn вполне может конкурировать даже со свинцовыми аккумуляторами при на 75% меньшем удельном весе на ватт запасаемой энергии. Полностью зарядить аккум можно за 2 часа, и это его штатный режим, а не супер-жестоко-ускоренный у кадмиев и литиев. Здесь есть маленький нюанс — цинки терпеть не могут дозарядки, их надо зарядить до упора (1.8в), а потом ждать, пока опять напряжение не упадет до 1.6 вольта, иначе выделяющийся водород — нет, не взорвется — просто ускорит кончину аккумулятора.

Ну и такой неочевидный для некоторых плюс:
О! Сколько я раз наступал на эти грабли!!! Вы пробовали пользоваться мобилкой или фотиком на морозе? И получилось? А вот у цинковых аккумов нету быстрого саморазряда при отрицательных температурах. Ура-ура, идеальный элемент для наших электромобилей с учетом зимы.
По ходу тестирования я перерыл квартиру в поисках устройств на элементах размера АА. Краткое резюме — понравилось. Подробнее:

1) Радиостанция. Сигнал от такой же рации на расстоянии 200 метров через 4 бетонных стены был ощутимо лучше и чище, на дальность пока что не проверял, но собираюсь проверить в самое ближайшее время, как только дожди закончатся и будет повод для выезда на природу.

2) Велофары. Протестировал две модели, одна левая китайская просто с резистором и светодиодами и одна — Сигма Куб со стабилизатором тока. Вторая светилась так же, что и до эксперимента было понятно, тут вопрос будет скорее во времени работы, а вот первую я включил и сразу выключил — такое впечатление, что яркость раза в два выросла, испугался, как бы диоды не погорели. Короче, с фарами я себе еще оставляю простор для экспериментов, тут я что-то недодумал в подготовке опытов.

3) Фотоаппарат. Ну я не настолько спец, чтобы с умным видом обсуждать насыщенность цветов или передачу полутонов, но на мой чайниковский взгляд — субъективно лучше, и вспышка перезаряжается втрое быстрее, и объективом двигает шустрее.
4) Дистанционка от телика. Программы переключались из другой комнаты с отражением от стены в коридоре. Даже батарейки такого эффекта не давали.

5) Всякие игрушки. Серьезно потестировать не получилось, ибо… ну… сами понимаете :)

А теперь о минусах:
1) Количество перезарядок втрое меньше, чем у гидридных собратьев. Ну это такой, условный минус — у меня и никель-гидриды терялись или портились задолго до конца ресурса :)
2) Одна из моих любимых микросхем для изготовления светодиодных фар LTC3490 имеет ограничение входного напряжения 3.2 вольта. Два аккумулятора или алкалайна в это ограничение укладываются, два никель-цинка — увы… А ставить их по одному — в два раза меньше время работы между заменами элементов. Прийдется в следующей схеме придумывать переключение между элементами.

3) Самое болезненное — отдельное зарядное устройство. Опять таки, насколько мне не изменяет интуиция — в экстренном случае я смогу эти аккумуляторы на 60-70% зарядить в обычном зарядном для NiMH. Но все равно — будем искать/паять универсальные зарядные.
4) Цена :( Будем ждать, пока эти аккумуляторы не получат большего распространения, а пока что за стоимость одного цинкового можно купить два хороших никелькадмиевых или пару десятков полутораразовых китайскокадмиевых.
5) Это скорее из области приколов — на фотофорумах обсуждают, что при использовании таких аккумов во вспышках при непрерывной съемке вспышка очень быстро перегревается — при сверхбыстрой перезарядке не остается у нее времени на остывание.

Резюме:
Окончательно распрощался с металлгидридом и перехожу на новую технологию. Лучше не пожалеть немного денег, зато иметь в фотке или фаре в полтора раза больше энергии — это как ремни безопасности, у некоторых вызывают скептицизм, но однажды могут спасти тебе жизнь. Ну или по меньшей мере хороший кадр на фотике ;)
Tags:
Hubs:
+131
Comments 99
Comments Comments 99

Articles